12 мая 2013 г.

Кто владеет информацией, тот владеет миром?


Думаю, не будет преувеличением сказать, что вместе с осознанием важности владения информацией и управления источниками информации, появилось понятие социальной несправедливости, социальная стратификация и все, что связано с неравенством, эксплуатацией человека человеком, превосходством одних людей перед другими.
Можно углубиться в историю хотя бы до библейских мифов и вспомнить о первородном грехе. Или вспомнить масонов, которые вывели формулу мирового господства: управление массами, энергией и информацией.
На чем основано привилегированное положение духовных иерархов христианства и мусульманства, шаманов сибирских народов? 
На обладании тайными знаниями. А какую сферу до последнего оберегала аристократия в России? Не столько земельные ресурсы, сколько сферу образования.
Это сегодня образование относится к производственной деятельности, в особенности, когда это касается школьников и студентов. Но если вспомнить Древнюю Грецию – не столь далекие времена и не чуждая нам цивилизация – то там образование относилось к сфере досуга и являлось привилегией аристократии.
А если совсем близко? В индустриальную эпоху, в 20 веке непременными условиями процветания являлось создание корпорации, могущество которой основывалось на владении средствами производства и средствами массовой информации.
И, наконец, что мы имеем сегодня, в постиндустриальную эпоху и эру господства информации? Во-первых, давайте разберемся, почему все говорят о господстве информации? Потому что практически неограниченный доступ к источникам её создания (уже не потребления!) получили широкие слои населения – на этом и основана популярность интернета, который еще до недавнего времени, и Вы это помните, писали исключительно с большой буквы.
Знания и информация сегодня становятся все более глобальными и открытыми. Интересно, что за последние 2 года объемы информации увеличились на 90%. Как это меняет нашу жизнь? Действительно ли изменения эти носят революционный характер?
 Конечно. С одной стороны, человек получил доступ к огромным объемам информации. Это позволяет получать наиболее качественные знания, пользоваться «мировым разумом», а также создавать инструменты для совместной работы в он-лайн режиме.

С другой стороны это вызовы:
- нам нужны данные в режиме реального времени,
- соответственно, нужен непрерывный доступ к информации,
- данные должны быть связаны между собой,
- и мы должны быть уверены в их достоверности.
Но это еще не все. Самые главные вызовы:
- защита данных (государственных, корпоративных, персональных),
- обучение теперь становится непрерывным процессом.

Сегодня как никогда становится очевидным, что не обладание информацией, не знания сами по себе ведет к успеху. Даже напротив, «во многих знания многие печали». Адам и Ева продемонстрировали свою осведомленность и заплатили за это сполна. Да и знаменитую английскую поговорку «если ты такой умный, покажи свои деньги», никто не отменял. И недавнее популярное исследование Джея Загоски из Ohio State University (Университета штата Огайо), продемонстрировало всему миру, что путь к успеху, в том числе и финансовому, не коррелируется ни с уровнем IQ, ни с уровнем образованности и эрудиции.
Очевидно, что важны не знания сами по себе, а, скорее, знания о том, как распоряжаться знаниями. Это основа стратегического мышления: умение просчитать на 10-20 шагов вперед и предвидеть на основе опыта и знаний все варианты последствий тех или иных событий.

Здесь уместно вспомнить историю, с которой началось могущество Ротшильдов. Пока Наполеон проигрывал битву при Ватерлоо, Натан и Яков Ротшильды, устроили игру на биржах в Лондоне и Париже. Они имели своего соглядатая во французских войсках, с помощью голубиной почты раньше других получили известия об исходе битвы и начали продавать акции своих компаний, инсценировав тем самым поражение англичан. Их примеру последовали другие английские биржевики, а в это время как тайные агенты Ротшильдов скупали акции ценнейших компаний практически даром. В результате они заработали состояние в 40 млн. PGB, а множество известных капиталистов разорились в тот день. Вот тогда Натан Ротшильд и произнес знаменитую фразу: «Кто владеет информацией, владеет миром». И продемонстрировал не раз, что означает «владеть информацией» и почему для бизнеса вопрос управления информационными потоками не просто актуален, но зачастую становится фактором выживания компании.

Поиск компаниями и предпринимателями себя в этом глобальном тренде - это поиск ответов на такие вопросы: 
- какие знания необходимы для получения, создания и использования в качестве рычагов воздействия для успеха нашей компании?
- где и как эти знания получить?
- как наша компания может подключиться к глобальной сети знаний наиболее эффективно?
- чему мы можем научиться у новаторов и лидеров нашего рынка и за его пределами?

Что предпринимают сегодня дальновидные компании, которые в тренде?
Управление информационными потоками.
Эта необходимость вызвала появление новой роли на предприятии – информационный менеджер. Это человек, который отслеживает всю информацию, касающуюся компетенций компании, создает и управляет базой знаний компании, заботится о том, чтобы каждый сотрудник получал всю новейшую информацию по отрасли. Информационный менеджер взаимодействует с генеральным директором, супервизором и кадровым отделом или отделом, который отвечает за систему обучения в компании.
Сегодня непрерывное обучение сотрудников становится одним из важнейших приоритетов и условием конкурентоспособности компании.
Формы корпоративного обучения могут быть разными: 
- традиционные (семинары, тренинги, совещания, наставничество), 
- инновационные (вебинары для удаленных сотрудников и филиалов, создание интерактивных баз знаний компаний), 
- обучение в процессе работы (с помощью автоматизации базы знаний и создания оперативного доступа каждого сотрудника ко всему объему информации, имеющей решающее значение для его успешной работы). 
Какую форму использовать зависит и от размеров предприятия, и от технологий, применяемых на предприятии. 

Создание информации. 
Новые формы производства информации породили новые технологии в маркетинге. 
Во-первых, это маркетинг баз данных, развитие которого тесно связано с IT индустрией для бизнеса. Современные CRM-системы используются не просто для создания и хранения баз данных, но и для мощной системной аналитики «больших данных» (dig data). 
Во-вторых, появилось такое направление как инфо-маркетинг (контент-маркетинг) - маркетинг, основанный на создании полезной информации (контента) для клиентов. Это не случайно, потому что сегодня конкуренция идет не на уровне уникальности продукта, а, скорее, информации о продукте. Следовательно, одним из конкурентных преимуществ в ближайшем будущем станет наличие базы знаний не только для сотрудников, но и для клиентов. Уже сейчас дальновидные компании создают с целью повышения лояльности клиентов и их удержания сайты-вики и корпоративные сети. 
Не менее важное значение имеет сегодня создание информации лидерами компаний: личные блоги руководителей, книги, написанные лидерами – все это положительно влияет на восприятие бренда. Книга, написанная лидером компании – отличный маркетинговый ход, который привлекает клиентов, повышает лояльность сотрудников. Ну, и создает дополнительный источник дохода. 
Примеров предостаточно: книги Стива Джобса, Карл Сьюэлл (Клиенты на всю жизнь), Говард Шульц, Олег Тиньков, не говоря уже о блогах, который есть даже у директора гимназии, где учатся мои дети. 

Защита информации. 
В открытом глобальном обществе серьезной и трудно разрешимой проблемой является защита информации. Это касается двух видов информации:
- персональная информация, которую компании имеют о своих сотрудниках и клиентах, 
- и любая информация, представляющая корпоративный капитал (финансовая, промышленная и пр.). 

Сегодня правового поля недостаточно для защиты авторского и патентного права. В то время как растет значение интеллектуальной собственности в активах компаний, сроки обладания уникальными технологиями до момента появления клонов сокращаются с каждым днем. 
Но там, где одни видят проблему, лидеры видят возможности. Когда нельзя повлиять на ситуацию, нужно изменить себя и свое отношение к ней. Значит, если сегодня стало практически невозможным противостоять «открытому обществу» и открытой информации, нужно подумать, какие это дает преимущества и как это можно использовать. 

Одной из первых компаний, которые обернули ситуацию в свою пользу, стала компания Goldcorp, работающая в старой индустрии золотодобычи, которая столкнулась с трудностями в деле поиска новых залежей золота в руднике. Сегодня история Роба Макьюэна, который был
тогда генеральным директором, известна многим. Но в 1999 году он стал одним из первопроходцев, кто вслед за Линусом Торвальдсом, основателем компании Linux, открыл всему миру информацию, традиционно считавшуюся коммерческой тайной. Макьюэн справедливо рассудил: какой прок от секрета, если нет результата. 
И с целью привлечь лучшие умы в отрасли, в 2000 году запустил в интернете программу Goldcorp Challenge, в рамках которой участники, предложившие наилучшие методы и расчёты, могли претендовать на часть призового фонда, составлявшего 575 тысяч долларов. Новость о конкурсе быстро распространилась по Сети, и к изучению данных приступили тысячи виртуальных конкурсантов из пятидесяти стран мира, в том числе и из России. 
Прошло некоторое время, и в головной офис Goldcorp устремился поток ответов со всего мира. Как и предполагалось, геологи активно включились в процесс. Но самое интересное, что ответы поступали и из совершенно неожиданных источников — от студентов, математиков, военнослужащих. «Прикладная математика, прикладная физика, системы искусственного интеллекта, компьютерная графика, органические решения для неорганических проблем. Я никогда не видел, чтобы в отрасли использовался столь широкий инструментарий для решений, — говорит Макюэн. — Когда я увидел компьютерную графику, я чуть не упал со стула». 
Конкурс позволил добыть значительный объём золота и почти мгновенно превратил убыточную компанию в гиганта, а почти незаметную шахту в Северном Онтарио — в одно из наиболее инновационных и прибыльных месторождений во всей отрасли. Возможно, едва ли не самым главным уроком Goldcorp Challenge явилось то, что необычный подход к изысканиям в рамках до сих пор консервативной и закрытой отрасли может быть вполне оправдан. Сделав публичной информацию о своей собственности, Роб Макюэн изменил общий тренд развития отрасли, но одновременно он смог превратить неповоротливый процесс геологических изысканий в современный механизм поиска, который дал возможность привлечь группу наиболее талантливых специалистов. Действуя таким образом, он смог на практике столкнуться с будущим инноваций, бизнеса и новым процессом создания ценности.

Уже позже, в 2006 г. появился термин краудсорсинг («мудрость толпы»). Им стали обозначать новую бизнес-модель, которую сегодня активно используют такие компании как P&G, Dell, Starbaks, Альфа-банк, Сбербанк и Аэрофлот. 
Конечно, смелости открыть компанию и её секретную информацию для мирового сообщества, использовать «мировой разум», пока хватает мало у кого. Но факт остается фактом: глобализация в сфере информации и знаний существенно изменила мир, привычные модели и технологии. 
Компании, намечая путь развития, уже не могут игнорировать эту тенденцию, влияющую на весь мировой рынок. Чтобы получить как можно больше пользы от знаний о мировых трендах, предлагаю Вам воспользоваться по возможности одним из 3 способов применения таких сведений в своем бизнесе. Выберете то, что Вам больше всего подходит для маленьких ежедневных улучшений или создания инноваций. 
  1. Стратегия. Ответьте себе на вопрос: имеет ли эта тенденция потенциал, чтобы влиять, удваивать, формировать видение нашей компании? 
  2. Инновации. Может ли эта тенденция указать на новые концепции бизнеса, или помочь увидеть возможности создания новых источников прибыли, новых предприятий, новых продуктов? Может ли эта тенденция вдохновить на создание добавочной ценности для определенного сегмента наших клиентов? 
  3. Маркетинг, реклама, PR. Поможет ли знание этой тенденции говорить на языке наших потребителей, которые уже в тренде?

Комментариев нет:

Отправить комментарий