7 февр. 2012 г.

Игры в скидки


Довольно часто программа лояльности ассоциируется у предпринимателей со скидками, дисконтными картами и прочими маркетинговыми инструментами. Между тем, программа лояльности – это не инструмент манипуляции покупательским поведением, как думают многие. Программа лояльности – это одна из моделей управления компанией, в основе которой лежит клиенториентированность. Поэтому сводить программу лояльности к обычному материальному стимулированию покупателей ошибочно.

В программе лояльности материальное поощрение клиента – это благодарность за лояльность. Размер благодарности зависит от многих факторов: от Вашей маржи, от уровня Вашего сервиса, от качества товара, от сезонности, от уникальности Вашего предложения, от уровня доходов Ваших клиентов и многого другого.
Однако благодарность не может быть огромной в виде скидки 50%. Вы можете подарить покупателю  1% в качестве  вознаграждения и получить его лояльность, и можете каждый раз давать ему скидку 30%, а он уйдет к конкуренту, когда тот предложит 35%.  Большие скидки, как известно - это инструмент стимулирования сбыта, инструмент распродаж, а также оружие «ценовой войны». Если же компания пытается стимулировать лояльность покупателя снижением цены, она добивается лишь одного: получает постоянных клиентов, заинтересованных в больших скидках. Они редко покупают товар по Вашим регулярным ценам.
Лояльные клиенты покупают у Вас потому, что им нужен Ваш товар, им нравится покупать у Вас и по тем ценам, которые обозначены в Ваших ценниках, а не на плакатах об акциях. Конечно, материальное поощрение любят все. И Ваши лояльные клиенты будут рады получить от Вас «спасибо». Как же тогда выразить благодарность клиенту за лояльность? В чем она должна выражаться?

Для программы лояльности гораздо более подходящий инструмент – бонусы. Экономически  бонусы – это отложенная скидка. Покупатель совершает покупку и ему возвращается определенный процент от суммы его покупки в виде бонусной валюты. С точки зрения покупателя бонусы – это экономическая выгода (скидка на последующие или дополнительные покупки)  и эмоциональное воздействие (бонусы – это подарок).  
Кроме того, в основе бонусной системы лежит принцип «покупая – зарабатывай», который сам по себе содержит призыв к активным действиям: «приведи друга и заработай 500 бонусов!», «приходи за покупками с 10.00 до 12.00 и получай двойные бонусы в подарок!». Дополнительные бонусы могут подаваться в разных интерпретациях и участникам бонусных программ гораздо интереснее такая «игра в скидки». А компания получает инструмент, с помощью которого можно поощрять клиента за нужное предприятию поведение. Заметьте, не манипулировать клиентом, подталкивая его к определенным действиям, а поощрять за то, что он сделал сам, добровольно.

В дисконтных системах Вы такого не найдете. Маркетинговый интрументарий дисконта очень беден: скидки, скидочки, скидушечки. И каждый раз нужен повод, чтобы оправдать акцию, целью которой все равно является сбыт: 30% скидки к 8 Марта, 50% к Новому году и т.п. Ни оригинальности, ни разнообразия, ни интерактива, ни эмоционального воздействия. Разве что покупатель похвалит себя за то, что оказался умен и терпелив и купил ботинки из прошлогодней коллекции не за 5000 руб., а за 2 500. Как думаете, он что в этот момент любит? Ваш магазин? Вовсе нет – Ваши огромные скидки.
В чем еще заключаются различия дисконта от бонусов, можно посмотреть в таблице.
Вам выбирать, играть ли в «ценовые войны» или задуматься о своих клиентах и новой модели отношений с ними. 


Дисконтная система
Дисконтно-бонусная (бонусная)
Невыгодна предприятию: потеря прибыли, «ценовая война», ориентация на конкурента
Экономически более выгодна предприятию: при небольшом размере поощрения, представляет интерес для покупателя
Дискредитация бренда
Усиливает лояльность
Подкуп покупателя
Вознаграждение покупателя за лояльность
Только экономический стимулятор
Эмоциональное воздействие: бонусы – это подарки
В центре внимания - прибыль
В центре внимания – клиент и его потребности
Воспринимается покупателем, как тривиальный шаг, как само собой разумеющееся
Интересные предложения для клиента
Клиент находится по ту сторону «баррикад», Вы играете «кто кого переиграет»
Клиент становится Вашим союзником, партнером. Отложенная скидка – это дивиденды на его вложения в Ваш бизнес
Манипуляция покупателем для решения проблем сбыта
Индивидуальный подход не создает ощущение манипулирования. Вы знаете потребности клиента - это инструмент активной продажи
Поощрение всех подряд, в том числе «невыгодных» клиентов
Поощрение только лояльных клиентов

Комментариев нет:

Отправить комментарий