26 мар. 2013 г.

Программирование ≠ манипуляция?



Интервью 
с Макаровой Мариной – руководителем банка с 10-ти летним стажем, НЛП-практиком, ведущей тренингов финансовой грамотности, ораторского искусства.

- Марина, много разных мифов и страхов ходит вокруг НЛП, как и вокруг всего малоизученного и нового.  Давай попробуем разобраться, что это такое.
- На самом деле это совсем не сложно. Нейро – это часть из неврологии – науки о нервной системе человека, отвечающей за обработку информации, получаемой пятью органами чувств.
Лингвистическое – эта часть термина связана с использованием языковых систем, т.е. не только слов, но и символов, жестов, поз.
Программирование – это обработка информации, т.е. структурирование и систематизация. В ИТ-технологиях, скажем, программирование используется для описания способов хранения, кодирования и обработки информации.
Итак, что получили, соединив эти три понятия? Способ сознательного моделирования поведения человека и его дальнейшее транслирование. Другими словами, науку о том, что человек видит, слышит, чувствует, обоняет и осязает, какими словами, жестами, позами, мимикой, состояниями  он на это реагирует и какую последовательность действий предпринимает.  НЛП изучает опыт и модели (программы), которые создаются при взаимодействии мозга, языка и тела. С точки зрения НЛП именно это взаимодействие отвечает как за успешное, так и неэффективное поведение.
Многие техники НЛП были получены в результате наблюдения за выдающимися людьми в совершенно разных сферах деятельности – психотерапия, юриспруденция, гипноз, бизнес, образование.
- Можно ли назвать НЛП изучением стратегий успешных людей, моделированием техник и применением на практике другими людьми для достижения максимального эффекта?
 - Думаю, да!  И это ответ на вопрос, стоит ли обучаться владению такими техниками, или нет.  
Представьте, к примеру, что у вас сгорел чайник. Вам надо купить другой. Как вы будете его выбирать? Такого же объема как старый! И похожей формы! О, это чайник той же фирмы, или другой, но тоже японской.  Покупаю.
 Или так? – Да, куплю наконец-то новый, давно хотел! Вот последняя модель этого года! Эксклюзивный дизайн! И уникальная функция регулировки температуры, беру!
- Я, пожалуй, подумаю, как в первом варианте. А в чем разница, можешь объяснить?
Разница в подходе к выбору – схожее или новое. В НЛП это называют «метапрограмма «сходство-различие». В первом случае вам нравится все похожее, стабильное, вы не любите изменений, предпочитаете одни и те же магазины, консервативны к идеям, новое – хорошо забытое старое. А во втором случае – вас привлекает все новое и разное, ярко выражено стремление к неизведанному, постоянный поиск и стремительное движение вперед.
- Пожалуй, нелегко будет  продавцу в первом случае продать новинку. А если он будет владеть техниками НЛП, это может облегчить его задачу?
- Да, конечно. Техники НЛП позволяют подстроиться под программу покупателя.
Или такая ситуация. Клиент говорит продавцу: «Покажите мне все шкафы для книг с одной и двумя дверцами, самого светлого цвета, с антресолями и без». А продавец отвечает: «я Вам сейчас расскажу, какие шкафы у нас есть. Пластиковые и деревянные, российского производства подешевле со стеклянными дверцами, более надежные румынские с никелированными  ручками, и очень дорогие и прочные итальянские из натурального дуба с гладкой поверхностью.»
В чем здесь НЛП, спросите вы? В ведущих репрезентативных системах! Клиент  - ярко выраженный визуал – он мыслит образами, в своем запросе он нарисовал все важные для него характеристики товара. А продавец характерный  кинестетик – для него важно качества материала, надежность, ощущения от прикосновений, да еще и с элементами аудиала – он легко воспринимает информацию на слух и так же ее выдает («я Вам сейчас расскажу»). Как вы думаете, легко ли будет совершить сделку таким двум людям? А если бы продавец понял клиента и заговорил с ним на одном языке? («вот посмотрите здесь шкафы с одной дверцей, сразу за ними с двумя, все модели с антресолями и есть в вот таком цвете слоновой кости»).
И это только небольшая часть НЛП. Конечно, кто-то можете сказать, что и без этих знаний возможно успешное ведение бизнеса, проведение переговоров, заключение сделок. И, скорее всего, будет прав…
Но! Что если у Вас будет выбор, вы доберетесь до берега на весельной лодке или моторной? Хочу вас обрадовать – выбор есть!
- Это действительно отличное сравнение! Спасибо, Марина! До встречи на тренинге!


Комментариев нет:

Отправить комментарий